<НА ГЛАВНУЮ>  Русская версия    |    Українська версія     |    English version 

Буддийские праздники

 


Категория: Праздники » Буддийские праздники


Буддийские праздники Будда советовал своим последователям для продвижения на пути регулярно собираться вместе. Поэтому праздники являются центральной частью жизни любой буддийской общины. Они обеспечивают возможность для выражения преданности и благодарности Будде и его учению.

Буддийские праздники – система праздничных мероприятий, принятая в буддизме. Чисто буддийских праздников немного, потому что буддизм изначально ориентирует адепта на отрицание мирских удовольствий, на монашеский путь самоограничений, на внутреннюю концентрацию, а не на внешнюю экспрессию. Строгие монашеские правила налагают запрет на участие монахов в праздниках, включающих музыкальные и визуальные увеселения. Тем не менее народная религиозность в буддийских странах не могла обойтись без праздничного цикла, включая в него карнавальные элементы добуддийских и небуддийских культов, которые отчасти наделялись буддийским смыслом. Наиболее универсальный праздник Новый год не является, по сути, буддийским праздником, однако при этом буддизм отнюдь не исключен из хода празднества, например, изображения Будды символически окропляются водой, делаются подношения монастырям, миряне посещают монахов и т. д.

Буддийские праздники связаны в первую очередь с событиями жизни Гаутамы Будды и в значительной степени едины для всех буддийских традиций. Из-за разницы в традиционных календарях у разных народов они могут приходиться на разные даты.

Для разных школ и традиций буддизма характерны также свои собственные праздники. Для традиций Махаяны это праздники, связанные с событиями из жизни вероучителей соответствующей традиции. Для традиций Тхеравады это более подробное рассмотрение событий из жизни Будды (путешествие на небо для свидания с матерью, демонстрация чудес и т. д.).

Для установления дат празднования буддийских праздников используются, как правило, традиционные буддийские календари соответствующих буддийских традиций (в Сингапуре — китайский, в Бурятии и Калмыкии — тибетский и т. п.). Иногда используются два календаря: традиционный и григорианский (сообщество тибетских беженцев в Индии). В Японии для буддийских праздников, как правило, используется только григорианский календарь.

Буддийский религиозный календарь, как и мусульманский и иудейский, лунный. Однако не у всех буддистов это один и тот же лунный календарь: большинство буддистов встретили 2 февраля 2003 года - 2547 год (год черной или водяной овцы) эры нирваны, которая началась в день смерти Будды; буддисты-тибетцы 3 марта 2003 года отпраздновали 2130 год с момента восхождения на царство первого царя Тибета. Буддийские месяцы не имеют каких-либо особенных названий, а просто именуются «первый», «второй» и так далее вплоть до«двенадцатого». Иногда они называются по временам года: первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый — первым месяцем лета, седьмой — первым месяцем осени, десятый — первым месяцем зимы.

Главными религиозными праздниками буддистов являются: День Будды (Скадава или Весак; полнолуние четвертого месяца), Новый год (Сагаалган по-монгольски, Лосар по-тибетски), Круговращение Майтреи (Майдари-хурал по-монгольски; 4-го числа шестого месяца), Лхабаб Дуйсэн (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; полнолуние девятого месяца), День рождения Будды (8-й день четвёртого месяца), День Дхармы (Чуинкор или Асала; полнолуние шестого месяца). Приверженцы тибетского буддизма («ламаисты») празднуют также Дуйнхор (или Калачакр; празднуется в 15-й день третьего месяца), Дзамлинг Чизанг (полнолуние пятого месяца), Мистерию Цам (Чам по-тибетски; в любое время, одновременно с другим праздником) и День рождения Далай-ламы (6 июля). В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца.

В буддизме со временем весьма возросла роль обрядов и церемоний. Для укрепления союза государственной власти и Церкви в Древней Индии тратились огромные финансовые и материальные средства, создавались могущественные монашеские общины, строились многочисленные пещерные храмы, другие культовые сооружения. Все это способствовало становлению оригинальной архитектуры и изобразительного искусства.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии - знаменитый "сад камней").








Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:  
Код для вставки в форум (BBCode):   
Прямая ссылка на эту публикацию: